ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ КОТОРЫЙ ВХОДИТ В КАРТОТЕКУ: Обследование речевого и общего развития детей. 1. Материал по обследованию интеллекта: - счетный материал; - разрезные картинки; - пирамидки разной степени сложности; - исключение 4-го лишнего предмета; - картинки и тексты со скрытым смыслом; - картинки-шутки (что нарисовано неправильно); - предметы для группирования их по цвету, форме, общей принадлежности к данной группе; - почтовый ящик с геометрическими фигурами; - мелкий строитель, мозаика. 2. Материал для обследования всех компонентов языка: - фонетики; - лексики; - грамматики; - связной речи. Формирование грамматического строя речи 1. Пособия на все падежные формы существительных единственного и множественного числа; 2. Пособия на все предложные конструкции; 3. Пособия на все согласования 4. Пособия для формирования фразы Формирование лексической стороны речи 1. Предметные картинки по темам: - овощи - фрукты - игрушки - мебель - одежда - обувь - домашние животные и птицы - дикие животные и птицы - цветы - деревья - насекомые - профессии - посуда - транспорт - водный мир - части суток и время 2. Пособия для формирования навыков словообразования: - суффиксальное - перфиксальное - относительные и притяжательные прилагательные - однокоренные слова 3. Предметные картинки на подбор антонимов 4. Предметные картинки на подбор синонимов 5. Картинки для расширения глагольного словаря Формирование фонематического восприятия и звукового анализа - символы звуков - сигнальные кружки на дифференциацию звуков - схемы на звуко-слоговой анализ слов; - предметные картинки на дифференциацию звуков - пособия для определения позиции звука в слова - тексты на дифференциацию звуков Совершенствование навыков связной речи - серии сюжетных картинок - сюжетные картинки - наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов - наборы текстов для пересказов и пособия, облегчающие этот процесс Коррекция звукопроизносительной стороны речи - артикуляционные упражнения - набор пособий для работы над речевым дыханием - предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы - альбомы на автоматизацию поставленных звуков - игры на автоматизацию поставленных звуков - пособия для формирования слоговой структуры слова - тексты на автоматизацию поставленных звуков Грамота - подвижная азбука - азбука в картинках - кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребенка - книги «Азбука» на каждого ребенка - схемы анализа предложений - наборы предметных картинок для деления слов на слоги Развитие общего внимания, памяти, логического мышления - пособия на классификацию предметов их группировку по ведущему признаку - пособия для развития слухового внимания - для развития зрительного внимания - для развития речевого внимания - для развития логического мышления - для развития произвольного запоминания ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА Паспорт кабинета 1. Оснащение кабинета 2. Постоянное оформление кабинета. 3. Сменное оформление кабинета. 4. Материал для работы над звукопроизношением. 5. Материал для работы над внеречевыми процессами. 6. Материал для работы над словарем. 7. Материал для работы над грамматическим строем. 8. Материал для обучения рассказыванию. 9. Материал для обучения грамоте. 10. Материал для обследования интеллекта. 11. Компьютерные учебные программы. 12. Методическая литература. в интернете нашла сайт одного логопеда: Не место красит человека, а человек – место. (народная мудрость) Согласитесь, коллега, в детском саду нередко бывает так: срочно нужен специалист по речи – ведь большинство детей нуждаются в его помощи; но, извините, отдельного кабинета нет… Мне приходилось начинать работу логопеда, располагая лишь рабочим столом в помещении спальни – зато самое тихое, спокойное место в дошкольном учреждении. Затем "снимала угол” в медицинском кабинете детского сада (Спасибо за терпение медицинской сестре!). Но наконец-то свершилось: в 2001 году мне отгородили в просторной туалетной комнате (это вовсе не смешно!) рабочую площадь – около15 кв.м (вместо 24 по санитарным нормам). В "наследство” достались, очень кстати, две раковины и шикарное окно – 180х175. Начались штукатурно-малярные работы… И вот за четыре года мой рабочий кабинет преобразился до неузнаваемости: на стенах моющиеся обои с ненавязчивым, неотвлекающим геометрическим рисунком в спокойной зелёной тональности; сверху – клеящиеся потолки, две люстры (электропроводка в изоляционных каналах). Широкая тёмно-зелёная ковровая дорожка часто на занятиях превращается в лесную лужайку. Большой мяч-прыгунец в углу ждёт ребят с отсутствующими звуками [Р], [РЬ] в качестве тренажёра-вибратора. Интерьер дополняют белые тюлевые шторы с зеленоватым узором, настенные часы, кашпо и напольные вазоны с вьющейся "берёзкой”. Под обойным бордюром по периметру кабинета в одну строку, набранную на компьютере размером 72, наклеены цитаты выдающихся педагогов: Сухомлинский В.А.: "Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.” Сухомлинский В.А.: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.” Сухомлинский В.А.: "Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.” Корчак Я.: "Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей”. Ну, как можно образнее и весомее передать ту атмосферу, в которой живёт и работает дошкольный логопед? Лучше Сухомлинского и Корчака уже не скажешь… И эти высказывания создают в пространстве кабинета гуманистическую, благородную ауру. Случайный человек, заходя в мой кабинет, недоумённо восклицает: "Это игровая комната?!”. И он по-своему прав – здесь всё подчинено закону детства: "Учимся, играя!”. Родителей логопункта поражает изысканный эстетический вкус, с которым выверен каждый фрагмент кабинета. Например, на спинке стула висит Незнайкина шляпа. Её наличие обосновано: под ней могут находиться отгадки, именно она позволяет любознательным "почемучкам” задавать самые любопытные вопросы и т.д. Коллеги дарят комплименты: "Ты создала сказку! райское местечко!” Но самая важная оценка – от детей: им здесь интересно и они наперебой рвутся на занятия в кабинет! Я же для себя отмечаю, что логопедический кабинет стал для меня творческой мастерской, научно-методической лабораторией. Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – созданиерациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей. Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый (педагог, родитель) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И "невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник. Логопедический кабинет неслучайно получил название "Серебрянаяподкова”. Часто мы говорим об интеллектуале: "Он хорошо подкован!”. Ещё существует в логопедии основное артикуляционное упражнение "Лошадка”, когда умелый, "подкованный” язык выдаёт звонкое, самодостаточное цоканье. Ну, а "Серебряная подкова” потому, что один логопед на коррекционном поле не воин и занятий только с логопедом в кабинете недостаточно. Ребёнку со сложными речевыми дефектами нужна грамотная коррекционная поддержка воспитателей и родителей. Только тогда "серебряная” речь дошкольника от совместных усилий приобретает "позолоту” – речевую норму. В конце учебного года, на традиционном Празднике правильной речи, каждый выпускник речевой группы получает "Свидетельство о завершении коррекционного курса обучения” с "золотой” подковой-печаткой при речевой норме или с "серебряной” – при значительно улучшенной речи; к сожалению, немногим родителям вручается заслуженный "Диплом домашнего логопеда”. По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон: 1. Зона по коррекции произношения располагает настенными зеркалами (3 шт.), рабочими планшетами с артикуляционными укладами трёх речевых профилей (свистящие, соноры [Л], [ЛЬ], сонорные вибранты [Р], [РЬ]) и соответствующим занимательным картинным материалом, а также большой мягкой игрушкой – слонёнком Ушастиком. Дефекты шипящих звуков устраняются в течение одного месяца, поэтому в кабинете им не уделено много внимания. 2. Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через рабочий планшет, содержащий рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. В витражном окне "Лесная полянка” меняется экспозиция в зависимости от времени года. Например, зимой мох покрыт толстым слоем белоснежной ваты; под берёзовым пеньком спит, свернувшись клубком, резиновый ёжик; под искусственной ёлочкой устроил себе берлогу бурый медведь; белка щёлкает кедровые орешки; зайка теперь в белой шубке; лиса заметает свои следы пушистым хвостом; на полянке различные зимующие птицы; снегопад (из фольги) держится на тонкой леске, закреплённой скотчем и т.п. Наше "окно в мир природы” способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению. 3. Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты. Это пространство оборудовано многофункциональной разлинованной магнитной доской, комплектом цветных магнитов (20 шт.), указкой (она же призвана превращаться в "волшебную палочку”); учебными планшетами – "Характеристика звука” и "Друзья Твёрдыша и Мякиша”; трёхъярусной этажеркой с 1) конструктором "Моделирование речи”, 2) магнитофоном, 3) мячами различной величины и фактуры; тремя учебными столами, имеющими приятную салатную окраску, и шестью стульчиками. 4. Зона оздоровительно-развивающей коррекции "Чудесная капелька” выполнена в цвете изумрудной волны, с аппликационными рыбками. Она оснащена двумя раковинами, двумя настенными зеркалами, полочкой с красными индивидуальными стаканчиками и технологическим планшетом с инструкциями по проведению "массажа…мозга”, "ручной” артикуляции и фонетической ритмики с аромотерапевтическим эффектом. (Любопытные процедуры? Тогда обратитесь к моим материалам на сайте Первого Фестиваля 2003/2004 уч.г.: http://festival.1 september.ru). 5. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое овальное зеркало; над ним – изображения основных артикуляционных упражнений; столик, на котором скотчем наклеены слоговицы – 8 ярко-жёлтых квадратов 5х5, – помогающие правильно проговорить, отхлопывая ладошкой, сложные по структуре слова (детям нравится "проговаривать с квадратами”). В этой зоне обязательный для специалиста набор стерильных логопедических зондов; коробок с "волшебными” спичками – механическое подспорье при межзубном сигматизме; песочные часы – 5 минут; сменная игрушка на развитие физиологического дыхания; чётки из фундука – для формирования размеренного темпа речи и развития тонкомоторной координации; электронная клавишная музыкальная игрушка; попугай-диктофон, позволяющий вывести ребёнка на уровень произносительного самоконтроля; а также салфетница и мусорный стаканчик. 6. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; материалы по обследованию речи детей; методическая литература по коррекции звукопроизношения; методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи); учебно-методическая литература по обучению грамоте; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами); пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах); занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, puzzles; игрушки); оборудование, способствующее формированию речевого дыхания; оборудование, способствующее развитию пальце-кистевой моторики. 7. Зона ТСО (технических средств обучения). Её пространство – на полочках изящной пластиковой этажерки и располагает магнитофоном, диктофоном, микрофоном, электронной музыкальной игрушкой, электронными игрушечными телефонами, электронной книжкой со звукоподражаниями. Здесь же аудиотека (кассеты с весёлой азбукой, сказками, популярными детскими песенками) и видеотека (видеокассеты "Домашний логопед” – С.-Пб., "Мастерская Игоря Шадхана”). 8. Рабочий стол учителя-логопеда. Здесь в момент поиска истины весёленький бардачок – много всего и отовсюду (речевой материал, демонстрационные и раздаточные пособия, игрушки, аудиокассеты, подручная мелочь, что-нибудь природосообразное – потрогать и понюхать, и т.д.). Но вот профессиональная кулинария закончилась. Готовые "блюда” с удивительным "десертом” – уже на коррекционном занятии. А на рабочем столе чинно возвышается логопедическая документация: паспорт логопедического кабинета; протоколы по набору и выводу детей из речевой группы; перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы; журналы обследования речи детей (по возрастным группам); журнал посещаемости; журнал движения детей; речевые карты; авторские индивидуальные коррекционные альбомы для домашних заданий: "РА-ДУ-ГА” ("Раскрашивай-Думай-Г[А]вори”) (см. сайт Первого Фестиваля 2003/2004 уч.г.: http://festival.1september.ru), а для алаликов – "Моя первая тысяча слов”; план методической работы учителя-логопеда; тетрадь протоколов родительских собраний; тетрадь учёта медицинского спирта; портфолио научно-методических достижений специалиста (или творческая папка педагога). Возможно, коллега, Вас заинтересовал "паспорт логопедического кабинета”?.. В этом документе (фотоальбом с "магнитными” страницами А4) классифицирована вся информация о назначении, оборудовании и оснащённости рабочего кабинета, в фотографиях наглядно представлены все рабочие зоны; разделы "паспорта” дублируются из содержания зоны 6 – см. выше. В творческом документе допустимы милые сердцу символы, мудрые высказывания, стихотворения, а на последней странице – отзывы и предложения коллег по усовершенствованию кабинета. Указан в "паспорте” адрес образовательного учреждения, рабочий телефон и Ф.И.О. логопеда. Наличие такого документа значительно облегчает педагогу поиск необходимого учебного или методического материалов. Ещё на моём рабочем столе есть не еженедельник, а "идейник” – блокнотик с отрывными листочками, на которых я фиксирую свежие идеи, а затем их претворяю в жизнь. 9. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах "Советы логопеда” в коридорчике, ведущем в кабинет, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей. Сегодня я мечтаю о приобретении в кабинет детской кушетки для проведения массажа и создании зоны релаксации – уголка игровой психотерапии, где музыка, природа, мягкие игрушки и мягкая мебель будут способствовать расслаблению заикающихся детей. Уважаемый коллега! Вы удивлены, что столько всего наворочено в 9(!) рабочих зонах всего на 15 кв.м?.. Я Вам больше скажу: чтобы речь ребёнка долго не оставалась только "кабинетной”, мы целенаправленно расширяем коррекционное пространство кабинета, когда "жуком жужжим и летим” из группы на занятие или возвращаемся из кабинета – этот маршрут составляет около 30 м в один конец (по аналогии закрепляем "комариную песенку” [З], гусиную – [Ш], змеиную – [Щ], летим на грузовом самолёте – [Л] и т.д.) Помимо самообразования, немалую роль в моём профессиональном становлении сыграло консультационно- методическое окружение логопедического кабинета: РМО (районное методическое объединение) учителей-логопедов (рук.Быконя Е.Д.и опытные коллеги); Управление образования Емельяновского района (зам.начальника УО по научной работе Песковский Е.А. и специалист по дошкольному образованию Гурьянова Л.К.); районный Центр диагностики и консультирования (рук.Алисова О.С., психологи Зиновьева Е.В. и Стародубцева В.А.); районный Ресурсный центр (рук.Бордуков К.М., зам.по научно-методической работе Вычужанина Н.И. и методист Логинова С.Н.); Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования (зав.кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Жесут Л.В., ст.преподаватель Тимофеева Т.А. и доктор психолог.наук Уфимцева Л.П.). Благодарю этих милых людей за продуктивное сотрудничество и мудрые советы! Спонсорами в создании предметной среды логопедического кабинета выступают родители речевой группы. Я очень признательна им за бескорыстную помощь! Рекомендую начинающему коллеге по проблеме оборудования логопедического кабинета изучить следующую литературу: Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на- Дону, "Феникс”, 2001.– с.226-227. Логопедия. Учебник для студентов дефектол.фак.педвузов. /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., "Владос”, 1999.– с.584-586. В районном педагогическом конкурсе 2004/2005 уч.г. "Лучший логопедический кабинет дошкольного учреждения” мой кабинет стал победителем в номинации "Самая эффективная коррекционная среда логопедического кабинета”. Перечень наглядных пособий и других материалов (отдельный от перечня мебели, документации) является обязательным документом логопеда детского сада. Предлагаемый перечень может лечь в основу картотеки логопедического кабинета, однако необходимо учесть следующие возможности ее оформления: В документе, отражающем наличие методический материалов в кабинете логопеда отражается их конкретное название, местонахождение материала (например, пособие для автоматизации звука "Р": левый дидактический шкаф, № 1 - порядковый номер обозначает номер папки для хранения). Следовательно, именно в этой папке (в случае проверки) должен находиться указанный материал. Удобно использовать папки, коробки, продающиеся в магазинах ИКЕА. Аккуратнее смотрятся папки, порядковые номера и названия которых напечатаны и обклеены клейкой лентой. Каждое методическое пособие или материал, находящийся в кабинете должны иметь название, цель и задачи использования (если пособие изготовлено самостоятельно, необходимо описать цели и задачи на нем). |