В данном разделе представлены теоретические и практические материалы, которые могут представлять интерес для логопедов, дефектологов, психологов и учителей начальных классов.
В данном разделе находятся материалы, которые могут быть использованы для консультативной помощи родителям, либо для самостоятельного использования родителями в процессе работы с ребенком дома.
В данной категории представлены программы, позволяющие комфортно работать с различными расширениями файлов (pdf*, jpg*, bmp* и т.д.); кроме того, здесь Вы можете найти некоторые утилиты, улучшающие работу и производительность компьютера.
В этом разделе Вы найдёте различные виды игр: логопедические, логические, игры - ребусы, для обучения чтению, для развития речи... и много других ))) Печатные настольные игры представлены в виде сканированных изображений в формате *jpg. Компьютерные игры, находящиеся в этом разделе, не требуют установочных дисков, занимают минимальное дисковое пространство. Все игры представлены для предварительного ознакомления, - желающие могут в дальнейшем приобрести данные игры в сети магазинов развивающих игр.
В данном разделе будут размещены предметные и сюжетные картинки для дифференциации и автоматизации звуков. Предметные картинки разделены по звукам: Б - Бь, П - Пь, К - Кь, Г - Гь, В - Вь, Ф - Фь, С - Сь, З - Зь, Ш, С - Ш, Ж, З - Ж и далее, согласно календарно-тематическому планированию, а также различные дидактические игры по дифференциации звуков.
В данном разделе я загрузила часть выполненных мной курсовых и дипломных работ. Работы даны в режиме ознакомления, - то есть только введение, часть первой главы, часть второй главы. Подробная информация на странице - Студентам.
Коррекция фонематических процессов у младших
школьников.
Самографова Виктория Викторовна
Учитель-логопедМОУ СОШ № 19
Усвоение фонематической системы языка происходит в тесной взаимосвязи двух основных процессов: восприятия фонем и их воспроизведения. В онтогенезе способность различать речевые звуки возникает значительно раньше и развивается интенсивнее, чем способность артикулировать. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение. Термином фонематический слух в логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления и обобщения, фонематический анализ, фонематический
синтез.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия указывали
многие отечественные психологи
и педагоги (Л.А. Венгер, Н.И, Жинкин, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин). Особую значимость приобретает данная проблема
для детей с речевыми нарушениями в специальной педагогике и логопедии. Исследованием
развития фонематического
слуха и фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями занимались
Г.А. Каше, В.А.
Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина.
Недоразвитие или нарушение
фонематического восприятия приводит к
специфическим дефектам звукопроизношения.Даже легкие отклонения в развитии фонематических процессов могут привести
к затруднениям при
овладении письмом и чтением,
к дисграфии и дислексии.Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР.
Признаками нарушения фонематического восприятия являются:нарушение дифференциации звуков па слух;нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка,
повторение звуков);нарушения слоговой структуры
слова (пропуск, вставка,
перестановка, повторение
слогов).
Преодолениенарушенийфонематического восприятияявляетсяоднимизнаправлений логопедическойработына школьном логопедическом пункте. Повышение эффективности и качества
обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное
выявление, предупреждение и устранение имеющихся у учащихся недостатков устной
и письменной речи. Согласно положению "Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения”, принятому Министерством образования
Российской Федерации 14 декабря 2000 года в первую очередь на логопедические
занятия зачисляются дети с фонетико-фонематическими нарушениями и общим
недоразвитием речи. Такие нарушения являются серьезным препятствием в овладении
детьми на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах
- в усвоении ими грамматики родного языка и других общеобразовательных
предметов. Без умения четко дифференцировать на слух фонем родного языка нельзя
овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и
полноценное усвоение навыков письма и чтения.
Система коррекционной работыпо развитию фонематических процессов включает в себя следующие
направления: развитие слухового внимания и слуховой памяти, развитиефонематического восприятия, развитие
фонематического анализа и синтеза, развитие фонематического слуха.
Таким образом, актуальность данной темы обусловила выбор темы и
цели работы нашей творческой группы. Цель нашей группы: разработать
индивидуальный раздаточный материал по коррекции фонематических процессов с
учетом уровня подготовки группы, а также
структуры речевого дефекта.